Nacredit.kz
Лучшие онлайн займы Казахстана
Без отказа, проверки и поручителей.

Поправки в закон о банках и МФО


С 1 октября вступили поправки в закон о банковской и микрофинансовой деятельности. Что нового ждет финансовые организации?

Жибек Канапьянова Дата обновления: 20 марта, 2022
Поделиться:

Этой осенью уже с начала октября на законодательном уровне действуют новые поправки и дополнения, внесенные в ряд нормативных актов. Изменения коснулись регулирования деятельности микрофинансовых организаций, банков и коллекторских агентств на территории Казахстана, утвержденные 24.05.2021 г. Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым.

Мы расскажем об основных изменениях и о том, как уже сейчас можно решить вопрос с проблемным кредитом в соответствии с обновленными НПА.

Какие основные изменения произошли в сфере кредитования?

В случаях наступления просрочки по оплате обязательств, кредитные организации обязаны уведомлять клиентов о ее появлении не позднее двадцати дней с образования просроченной задолженности. В уведомлении от кредитора должны содержаться разъяснения о правах субъекта займа, последствиях неуплаты долга, достоверные сведения о размере образовавшейся просроченной задолженности и сроки погашения кредита или микрозайма.

Как урегулировать проблемный займ с кредитором?

Заемщик может подать заявление о необходимости реструктуризации своего кредита в банк либо кредитную организацию в течение одного месяца со дня образования просрочки. 

В подаваемом заявлении указывается причина возникновения просрочки и предложение возможным вариантов реструктуризации. К заявлению нужно приложить документальное подтверждение, свидетельствующее невозможность оплаты по обязательствам и недостаточности уровня доходов заемщика.

Данное заявление обязательно к регистрации и своевременному рассмотрению указанным в заявлении банком или микрофинансовой организацией. В случае представления заемщиком сведений не в полном объеме, их необходимо дополнить в течение 5 рабочих дней с момента получения оповещения от банка или МФО.

При рассмотрении кредитором заявления от заемщика, должны быть приняты во внимание следующие обстоятельства:

Кредитор, рассмотрев заявление, обязан позднее пятнадцати календарных дней со дня поступления обращения, предоставить заявителю ответ, один из следующих:

  1. Положительное решение об изменении условий соглашения займа или микрокредита с учетом предложений заемщика;
  2. Отказ в удовлетворении требований заемщика, с изложением причин отказа;
  3. Предложение иных вариантов, позволяющих произвести операции по реструктуризации действующего займа.

Принятые кредитной организацией решения по реструктуризации могут быть следующими:

После положительного решения МФО или банка о реструктуризации займа, в условия договора вносятся соответствующие изменения в установленные законодательством сроки. 

При возникновении спорной ситуации в процессе рассмотрения условий реструктуризации, заемщик может обратиться по данному вопросу в Агентство финансового регулирования РК. В период проведения документарной проверки в отношении МФО или банка, на основании заявления заемщика, запрещены любые процедуры по взысканию займа с заемщиков, входящим в социально уязвимым группам населения.

С кого нельзя взыскать задолженность во время проверки при возникновении споров?

Согласно статьи 68 №94-I Жилищного законодательства РК, к социально уязвленной категории относятся:

Не подлежат перерасчету штрафы, неустойки и другие расходы по проблемным займам, которые были уплачены до 1 октября 2021 года.

Об авторе
Жибек Канапьянова
Жибек Канапьянова

Жибек Канапьянова — эксперт по личным кредитам и финансовым новостям. Бакалавр экономики и бизнеса специальности “финансы” КГУ им. Ш. Уалиханова.

Похожие публикации на Nacredit